РЕКТОР АКАДЕМИИ
Рыжинский Александр Сергеевич
Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Лауреат Премии Правительства РФ Доктор искусствоведения Профессор Кафедра хорового дирижирования |
Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 14 лет
Стаж работы по специальности: 10 лет
Преподаваемые дисциплины: «Дирижирование», «Вокальный ансамбль», «История хоровой музыки».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.05 Дирижирование, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.04.04 Дирижирование, 50.06.01 Искусствоведение.
После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ им.Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).
В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века».
На кафедре хорового дирижирования РАМ им.Гнесиных преподает с 2009 года.
В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:
- «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
- «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
- «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
- «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
- «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
- Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
- Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).
Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).
Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.
А.С. Рыжинский – автор монографии «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, трех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, а также ряда статей.
Среди них:
- Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
- Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
- Рыжинский А.С. «Феномен итальянской хоровой музыки второй половины XX века: новый взгляд на знакомое искусство» // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2011. №1. С.174–188;
- Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство / РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
- Рыжинский А.С. Слово в пространстве хоровых сочинений Луиджи Ноно 1950-х годов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. №5. С.244–250.
- Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
- Рыжинский А.С. «Нелинейное мышление и его влияние на композиторское творчество (на примере хоровых сочинений Луиджи Ноно)» // Философия и искусство: Материалы II Международной конференции / Отв. редактор Т.П. Заборских. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.122–128;
- Рыжинский А.С. «“Эпитафии Федерико Гарсиа Лорке” Луиджи Ноно: рождение “красного авангардиста”» // Музыка и время. 2013. №2. С. 60–65;
- Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии.Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
- Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
- Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
- Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
- Рыжинский А.С. «“Три греческих стихотворения” Бруно Мадерны: к вопросу о развитии серийно-додекафонного метода в итальянской музыке 1940-х годов» // Проблемы музыкальной науки. 2015. №1. С.103–107.
- Рыжинский А.С. Фактурные и тембровые новации в итальянской хоровой музыке второй половины XX века // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №3. С. 286–304
- Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
- Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
- Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592 и др.
Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».
Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство.
Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).
В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО “Российская академия музыки имени Гнесиных” №1 от 29.30.2019.
Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Новое в методике преподавания дирижирования хором в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2017 год – курсы по теме: «Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде»
2018 год – курсы по теме: «Подготовка руководителей экспертных групп, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности»